Предмет и пространство: умные вещи

Джованни Коломбо получил известность как изобретатель не только объектов, но и моделей жилой среды. Выпускник Академии изящных искусств Брера в Милане, он был знаком с новейшими тенденциями художественного авангарда: поп-артом, кинетическим и концептуальным искусством, участвовал в первых хеппенингах и перформан-сах. Он видел потенциальных потребителей своих проектов, ориентировался на динамичных, ироничных, активных молодых людей.


В 1964 г. Коломбо создал для мебельной выставки два универсальных контейнера-шкафа: мужской и женский. Эти контейнеры представляли собой что-то вроде маленьких раскладных домиков или ширм, в которых находилась одежда, косметика, украшения, всевозможные хозяйственные мелочи.


Традиционно мебель размешается в комнате по стенам. Коломбо предложил другой тип композиции — островной. Мебель из статического предмета превращается в динамический, из плоскостно-фасад-ного — в объект, разворачивающийся во все стороны.


Коломбо начал вводить в дизайн жилого интерьера принцип вещи-агрегата, универсального элемента жилища. Это полки, стеллажи, ящики, но все вместе — это и своеобразная скульптура. Чуть позже другой итальянский дизайнер — Этторе Соттсасс — предложит еще более радикальную модель, в которой все предметы будут заменены стандартизованными порталами, соединенными между собой проводами, трубами и образующими крайне технологизированную и мобильную среду.


В 1970-х гг. в дизайне мебели все активнее применяются пластмассы. Причем не только в виде всевозможных емкостей, посуды, светильников, хозяйственных мелочей, но и достаточно крупных изделий, сравнимых уже с элементами архитектуры. Проекты многофункциональных пластмассовых блоков для жилища — это своеобразный итог поисков Коломбо. Серия таких блоков была спроектирована и построена для химического концерна «Бауэр» как своеобразная реклама возможностей изготовления крупногабаритных изделий из пластмассы. Они демонстрировались в 1969 г. на знаменитой выставке «Визиона» в Кельне. На мебельной выставке-ярмарке в Кельне 1972 г. Коломбо вновь представил новые универсальные жилые блоки: кровать-кабриолет и перегородку с вращающимся двухсторонним столом под названием «Rotoliving» (рис. 71). Одна половина служит в качестве обеденного стола, другая, меньшего диаметра, — тумбочкой для журналов и книг, баром и т.д.


Из экспериментальных проектов дизайнера в массовое производство



Рис.71 Дж. Коломбо. Жилой блок-перегородка «Rotoliving». 1969


пошли универсальные сервировочные тумбочки-столики, диваны из цилиндрических блоков, складывающихся один в другой по типу матрешки, посуда для авиапассажиров. Коломбо одним из первых стал относиться к дизайну жилища не как к собранию мебели, а как к подвижному, трансформирующемуся, живому ландшафту1. Под влиянием его концепций родилась идея выставки «Италия. Новый домашний ландшафт», организованной нью-йоркским Музеем современного искусства.



реклама