Образцы британского дизайна

В 1949 г. вышел первый номер журнала «Дизайн», в котором была помещена критическая статья по поводу американского стайлинга. Редколлегия журнала, члены Совета по технической эстетике считали, что Британии не подходит чересчур коммерциализированная модель американского дизайна, часто добивавшегося лишь внешнего эффекта в проектах промышленных изделий.


Из-за сложной экономической ситуации судьба промышленного дизайна в Великобритании, как считают исследователи, в первые послевоенные десятилетия была не особенно счастливой1. Престиж дизайна в 1950-х гг. оставался низким, а профессия — малооплачиваемой. По-прежнему сохранялся принцип анонимности. Тем не менее уже появлялись консультативные дизайн-бюро. Дуглас Скотт, Эрик Маршалл,


Кеннет Грейндж, Дэвид Огл и горстка других своим трудом формировали приемлемый для промышленных изделий дизайнерский стандарт.


Один из классических образцов мирового дизайна — автомобиль «Мини».


Конструктор (в английском языке «конструктор» и «дизайнер» обозначаются одним и тем же словом; чтобы подчеркнуть чисто технические, инженерные особенности, говорят «инженерный дизайн», «технический дизайн») Алекс Иссигонис начал разрабатывать этот автомобиль в 1949 г. по заказу компании «Остин». А спустя десять лет «Бритиш мотор.корпорэйшн» выпустила его под названием «Моррис Мини Майнор».


Кузов крохотного двухдверного автомобиля как бы вывернут наизнанку. Сварные швы, обеспечивающие жесткость и соединяющие отдельные штампованные детали, расположены снаружи. Примерно так, как в джинсах, где швы подчеркивают конструкцию, особую технологическую эстетику одежды.


Но основное достоинство автомобиля заключалось в максимальном использовании внутреннего пространства. Двигатель стоял поперек между передними колесами, которые и стали ведущими (применялась перспективная в то время торсионная подвеска). В моторном отсеке был расположен и бензобак. Внешне незаметный, но вместительный багажный отсек находился позади сидений. «Моррис Мини Майнор» воплощает один из лозунгов дизайна: максимум эффекта при минимуме затрат и возможностей. Об актуальности этого лозунга в автомобилестроении свидетельствует и последняя модель — своеобразный римейк классического автомобиля. Сохранив образ и пропорции, дизайнеры «BMW» придали ему современную динамичность.


В 1953 г. на смену угловатому, неповоротливому лондонскому автобусу пришел популярный «Рутмастер» («Routmaster»). Дизайнеру Дугласу Скотту, до войны работавшему у Реймонда Лоуи и усвоившему приемы стилизации, аэродинамики, удалось создать компактную и цельную машину. Алюминиевый кузов, собранный по авиационной технологии, получился сравнительно легким и прочным. Сложные лекальные кривые, небольшие наклоны обводов кузова придают форме зрительную стройность.


В Великобритании большой популярностью пользуются велосипеды, особенно складные модели с колесами маленького диаметра. Самый первый из них, конструкции инженера Алекса Моултона, получил в 1962 г. приз герцога Эдинбургского за лучшее произведение

Читать далее: 1 2



реклама