Дизайн и проблема стиля Технология и культура

Содержание раздела

  • Рождение фотографии
    Львиную долю информации о дизайне, о новых проектах мы получаем посредством фотоизображений. Также благодаря фотографии с середины XIX в. зафиксирована и история предметного мира. Одновременно фототехника (и современная видеотехника) — обширная область предметного мира, которой занимается дизайнер. По сравнению с обычными инструментами действие фотоаппарата связано не с механической обработкой материалов, а с записью визуальной информации. Здесь свои традиции формообразования, особенности взаимоотношения с человеком. В фотоаппарате буквально овеществлены этапы научно-технического прогресса. Например, электронные устройства, автоматически устанавливающие диафрагму, основаны на изобретении А. Эйнштейна, сделанном еще в начале XX в.
  • Первые шаги фотоискусства. Фотоателье как театр и галерея
    Среди первых дагеротипов преобладали пейзажи и натюрморты (жанровая структура и терминология в фотографии были заимствованы из области изящных искусств). Из-за несовершенства оптики и фотоматериала фотографируемому приходилось сидеть неподвижно 15— 20 минут под лучами солнца. Чтобы облегчить участь модели, были придуманы подпорки для спины и рук, а также «головодержатели» — специальные захваты для головы. С появлением нового объектива и применением брома вместо йода выдержку удалось сократить до 15— 20 секунд. Поэтому 1841 год можно считать временем рождения портретной фотографии. С этого момента число фотоателье резко возрастает. По данным отдела гелиографии Промышленной выставки 1849 г. в Париже, в то время ежегодно выполнялось до 100 тыс. дагеротипных портретов.
  • Массовая фотография. Фотография как визуальная память
    Настоящую моментальность фотография приобретает после изобретения и патентования в 1871 г. сухого процесса. Усовершенствованные фотоаппараты — небольшие деревянные ящички с отверстием и парой рычажков — стали общедоступными. Через видоискатель-призму фотограф мог выбрать кадр, не переставляя каждый раз матовое стекло и кассету с пластинкой. В 1889 г. фирма «Кодак» изобрела роликовую фотопленку. Камеры, заряженные такой пленкой, были сравнительно небольшого размера, что позволяло снимать без штатива.
  • Организация и этапы эволюции Строгановского училища
    Промышленная революция вызвала потребность в кадрах дизайнеров и, как следствие, — в художественно-промышленном образовании. Уже в 1787 г. в программах, предложенных Советом Академии художеств ученикам 5-го курса, встречались, например, такие задания по классу часового мастерства: «заделать нутрь стенных часов с боем, репетициею и числами». По механическому классу предлагалось другое, чисто дизайнерское, задание: «заделать карманные универсальные часы с удобностию, чтоб каждый без всякого затруднения мог их ставить и употреблять с верностию»1. Однако вскоре «низшие» искусства, связанные с механикой, приборами и т.п., были изгнаны из Академии.
  • Рисунок как центральная художественная дисциплина
    При создании своей школы Строганов считал, что именно методично организованное обучение рисунку и шире — графической грамоте может помочь мастеру-ремесленнику в его труде. Такого же мнения придерживался и директор знаменитой Школы искусств в Глазго Френсис Ньюберри: «Все наши грандиозные отрасли промышленности — судостроение или строительство, инженерное конструирование или производство машин, рисование орнаментов или высшее искусство живописи — прежде всего должны найти свою основу в рисунке, и без этой основы ни одно из них не может существовать. Строитель корабля должен сначала нарисовать проект, архитектор — структуру дома, инженер — свою железную дорогу, свой док или мост, живопи-
  • Стиль, стилизация, орнамент
    Изучение характерных орнаментальных стилей лежало в основе про-ектно-художественного образования в училище. Качество веши, стиль и мастерство всегда оставались в поле зрения С.Г. Строганова. В статье, опубликованной в журнале «Вестник Европы» (апрель 1826) под псевдонимом «Любитель полезных искусств», он изложил свое понимание задач школы рисования для ремесленников. Во-первых, школа должна быть общедоступной и бесплатной, во-вторых, связанной с конкретным видом ремесла, и, в-третьих, опираться на национальные традиции. Считая недопустимым положение, когда творения «чужеземцев» ставятся заведомо выше отечественных и препятствуют развитию собственных начинаний, Строганов писал: «Мы украшаем наши комнаты изделиями французскими, а все механические орудия употребляем английские. Роскошь делает нас данниками французов, а прихотливая страсть к совершенству покоряет англичанам. <...> Каждый народ может довести у себя художества до такой степени совершенства, в которой они могут удовлетворять всем общественным его нуждам»1. Подтекст этой статьи — русский народ достаточно талантлив, чтобы создавать удивительные вещи, конкурирующие с лучшими европейскими образцами. Его школа — лишь необходимый начальный этап, позволяющий хотя бы части ремесленного сословия применить навыки рисования к «механическим работам», т.е. за счет воспитания вкуса, чувства пропорций и формы улучшить внешний вид и качество вещи.
  • Общие признаки стиля
    В истории европейского искусства 1880—1890-е годы — время, когда стиль модерн утвердился во многих областях творчества, — называют французским термином «fin de siecle» (конец века), а в России — Серебряным веком. Этот «век» недолог, но за 30—40 лет он прошел путь от рождения к расцвету и завершению.
  • Предыстория стиля
    Модерн сложился на фоне общего интереса художников и архитекторов к стилям прошлого, к орнаменту. Неоготика британского декора-
  • Расцвет стиля. Композиция интерьера и «мелочи жизни»
    Почти все зрелые проявления стиля модерн в Европе происходят одновременно в очень короткий период — с 1896 по 1900-е гг. В Париже архитектор Гектор Гимар проектирует не только литые чугунные ограды выходов из метро, но и навесы со стеклянными крышами, указатели и шрифт (рис. 17). Рис. 17Г. Гимар. Решетка входныхворот в Castel Berange.1894—1898Все формы подчиняются тугим вьющимся растительным мотивам. Используя такой же подход к организации композиции, Гимар выполняет проект и ажурных металлических ворот, и решетки радиоприемника, и асимметричного шкафа с причудливыми выносными элементами. Именно эта универсальность, способность стиля проявиться в самых разных областях предметного творчества — не только графическом, плоскостном орнаменте, но и конструктивно сложных пространственных сооружениях, в одежде и даже живописи — и сделала распространение модерна столь стремительным.
  • Модерн и функционализм. Создание «Веркбунда»
    Петер Беренс, разносторонний художник, архитектор и дизайнер, начинал свою творческую карьеру как живописец, в 1897 г. был одним из основателей Объединенных мастерских художников в Мюнхене. В 1903—1907 гг. он стал директором Школы прикладного искусства в Дюссельдорфе, а в 1905—1906 гг. был художественным директором «AEG» (см. ч. I, гл. 1).
  • Дизайн и техника
    Промышленная революция в России фактически началась в XIX в., когда в других странах Европы она была уже в разгаре. Первым испытал ее мощное воздействие транспорт. Железные дороги потребовали создания соответствующей инфраструктуры — от обслуживания и ремонта паровозов и вагонов до управления движением, создания системы сигнализации и телеграфной связи. Вспомним, что граф Строганов учился как раз в Институте инженеров путей сообщения.
  • Неорусский стиль как предшественник модерна
    Поиск русского национального стиля как обращение к национальной истории был аналогичен по своему содержанию процессам, происходившим в предметной культуре, изобразительном искусстве, архитектуре других стран Европы и особенно Англии. Неоготика как стилевое направление получает распространение в первой половине XIX в.
  • Сказочный стиль в русском модерне
    В 1860-е гг., после отмены крепостного права, в земствах и помещичьих усадьбах крестьянам начинают подыскивать новые занятия. Считалось, что строительство железных дорог, привлекавшее многих крестьян, пагубно влияет на нравственность. В 1875 г. Московское губернское земство обследует кустарные промыслы. В Москве создается Кустарный музей — как музей образцов. Русский вариант «Движения искусств и ремесел», связанный с традиционными народными промыслами, был продиктован желанием занять освободившихся крестьян культурной деятельностью. Так возникли Абрамцевские мастерские, прославившиеся прежде всего своей резьбой по дереву и майоликой.
  • Модерн и интерьер, европейский вариант
    Европейская модель русского модерна складывается почти одновременно с национально-романтической. Этап готической стилизации присутствовал и здесь, нередко в буквальных цитатах (например, в московских особняках З.Г. Морозовой на Спиридоновке и А.В. Морозова во Введенском переулке, построенных Ф.О. Шехтелем в конце XIX в.).


реклама



Тэги: